Несколько лет назад один предприимчивый американец издал карту, будто бы составленную еще в давние времена. На ней изображен полуостров Флорида и близлежащие к нему острова. Вдоль и поперек карта разрисована пистолетами, саблями, черепами, подзорными трубами. Здесь же можно прочесть имена самых известных морских разбойников. А если присмотреться, то тут, то там заметны маленькие крестики. Их около двух десятков. «Сия карта, - утверждает надпись, - показывает места богатейших кладов, потерянных знаменитыми пиратами, а также и более честными людьми, которые оставили сокровища, оцениваемые в 165 миллионов долларов». «В этом месте, -указывалосьпротив одной из пометок, - лежат сокровища пирата Джона Рокхама, который был повешен. Сокровища в виде золотых слитков оцениваются в два миллиона долларов». Против другого крестика указано: «Несметные богатства пирата Вильяма Роджера, прозванного Билли Кривые Ноги, находятся в этом районе». Карта стоила всего один доллар и предназначалась для подводных кладоискателей. Слитки золота и серебра, украшения из алмазов, жемчуга и кораллов, золотые монеты и драгоценная утварь - все это попало на дно с потерпевшими крушение или потопленными кораблями. 1595 году у берегов Северной Америки затонула испанская каравелла «Санта-Маргарита», в трюме которой находились золотые слитки стоимостью {по современному курсу) более восьми миллионов долларов. Три года спустя в Карибском море погиб корабль «Сан-Фернандо» с драгоценностями на сумму 20 миллионов долларов. В 1628 году сильнейший ураган, разбушевавшийся во Флоридском проливе, погубил 11 испанских кораблей. Стоимость золота, которое они везли, оценивается в один миллиард 200 миллионов песет! Зимой 1917 года английский военный корабль «Лаурентик» направлялся в Канаду. Он вез более трех тысяч слитков золота в качестве платы Канаде за военные поставки. Едва покинув порт в Северной Ирландии, «Лаурентик» наскочил на немецкую мину, подорвался и быстро затонул вместе с половиной команды и своим драгоценным грузом. Не было еще в истории катастрофы, чтобы с погибшим кораблем уходило на морское дно столько золота -43 тонны! К счастью, корабль затонул на глубине около сорока метров. Спасательные работы начались почти сразу же после катастрофы. С большим трудом водолазы пробивались (и только при помощи взрывчатки) в бронированную кладовую, где находились слитки. Часть их уже подняли на поверхность, когда разразился сильный шторм. Работы пришлось приостановить. Спустя неделю спасатели вернулись к «Лаурентику» и не поверили своим глазам: кладовая оказалась совершенно пустой! казалось, что под ударами морских волн корпус затонувшего корабля сжался, швы его разошлись, все золотые слитки провалились в трюм и перемешались там с обломками, камнями, зарылись в ил и песок. Опять пришлось пустить в ход взрывчатку. Песчаные заноеы размывались струями воды, подаваемой сверху. Корпус «Лаурентика» в нескольких местах разрезали на куски. работа затянулась на многие Выгоды. К 1924 году удалось разыскать и поднять наверх почти весь клад. И все же 25 слитков так и не нашлись. Весной 1922 года английский пароход «Иджипт» столкнулся в тума-французским судном и спустя двадцать минут затонул вместе с большим грузом золота и серебра. На беду, катастрофа произошла в Атлантике, где глубина достигала более ста метров. Спасатели опускались к «Иджипту» в специальной камере, способной выдержать большое давление. Через иллюминаторы они осматривали затонувшее судно и по телефону руководили работами. Драгоценности же поднимали при помощи лебедок и особых захватов. Спасательная операция длилась шесть лет и стоила свыше миллиона долларов. Но расходы эти окупились с лихвой. Удалось поднять почти тысячу слитков чистейшего золота, много тонн серебра, десятки .ящиков с золотыми монетами. И все же самой грандиозной была экспедиция за сокровищами английского крейсера «Эдинбург», затонувшего весной 1942 года в Баренцевом море. Этот крейсер подвергся атаке фашистской подлодки. В пороховом погребе корабля лежал драгоценный груз - 465 слитков золота высокой пробы. Общий вес их составлял более пяти тонн. Это было советское золото, предназначенное для платы союзникам за поставку военных материалов, Закончилась война, проходили годы, а бесценный клад по-прежнему лежал на дне моря. Корабль затонул на глубине 260 метров. Такая : глубина долгое время оставалась недоступной для водолазов, и толь-! ко в мае 1981 года специалисты начали обследование места катастрофы, а затем и погружения. Водолазные работы выполняла английская фирма. Поскольку крейсер затонул в наших территориальных водах, то согласно заключенному договору поднятое золото следовало разделить: две трети получала наша страна, одну треть - Англия. Работа осложнялась тем, что золото находилось рядом с боеприпасами, которые при неосторожности могли взорваться. начались спуски. Водолазы, по три человека в каждую смену, забирались в глубоководную камеру. В ней поддерживалось такое же давление, как на дне моря. Затем открывали люк камеры, и двое из водолазов выходили к кораблю. Третий для страховки оставался в камере. Люди передвигались по кораблю, соединенные с камерой кабелями и шлангами. Много сил отняла расчистка завалов. Трудиться приходилось на ощупь, в облаках ила. К началу октября удалось поднять на поверхность 431 слиток. Из-за начавшегося шторма работу пришлось прервать. Новая экспедиция состоялась лишь осенью 1986 года. В общей сложности водолазы подняли 460 слитков золота. Только пять ; слитков остались лежать на дне Баренцева моря...
Источник: http://pesery.msk.ru/12.htm
|