2 мая 1995 года американец Пол Тидуэлл наконец-то нашел то, что неустанно искал целых пять недель: японскую подводную лодку I-52, вот уже полвека покоившуюся на дне морском на глубине 5100 метров.
Субмарина затонула в июне 1944 года на пути из военно-морской базы Куре (остров Хонсю) в оккупированную немцами Францию, в порт Лорьян. Лодке не суждено было дойти до пункта назначения. Вместе с ней в пучину Атлантического океана канули 109 пассажиров и членов экипажа, а также поистине бесценный груз в виде двух тонн золота.
I-52 - подобно целому семейству субмарин этого типа - создавалась исключительно как транспортное подводное судно. Подобные суда стали в буквальном смысле связующим звеном между странами Оси, при помощи которого они вели интенсивный обмен стратегическими материалами и новейшими технологиями. В разгар войны Германия все явственней стала ощущать нехватку некоторых видов промышленного сырья, в 1943 году положение было уже почти катастрофическим. Японии же как воздух были нужны последние разработки немецких специалистов. Благодаря грузовым лодкам удалось наладить взаимовыгодный трансатлантический "бартер". В обмен на немецкое "ноу-хау" японцы поставляли союзникам сырье - прежде всего каучук и металлы.
Путь лежал неблизкий. От юга Японии до Сингапура, далее по Индийскому океану. Обогнув мыс Доброй Надежды, моряки-подводники брали курс на север и плыли дальше уже сквозь воды Атлантики. Когда Африка оставалась позади, до конечной цели путешествия было, можно сказать, рукой подать.
Перед отправлением в свой первый и последний рейс команда I-52 приняла на борт золото, предназначавшееся для разрабатывавшихся в то время в Германии оптических технологий (потому-то, кстати, среди пассажиров лодки была и группа японских специалистов-оптиков, командированных для обмена опытом с немецкими коллегами). По пути I-52 сделала остановку в Сингапуре, где загрузилась каучуком, а также оловом и прочими металлами.
Союзники между тем вовсю готовились к встрече с I-52. Ни японцы, ни немцы даже не догадывались, что неприятелю давно уже удалось расшифровать секретные коды, при помощи которых велись все разговоры в эфире, так или иначе связанные с "бартером". Так что, когда I-52 отправилась в рейс, ни маршрут следования, ни содержимое грузового отсека японской лодки не были тайной для союзного командования. Вскоре после ее отплытия из Куре навстречу I-52 из Норфолка (штат Вирджиния) вышла оперативно-тактическая группа 22.2 во главе с авианосцем "Будж". Приказ, полученный командиром перед самым выходом в море, был более чем кратким: перехватить и уничтожить I-52. Поскольку у японцев поход I-52 проходил под кодовым обозначением "Операция "Восходящее солнце", союзники, не мудрствуя лукаво, окрестили свой контрвыпад "Охотой за "Восходящим солнцем".
В ночь с 23 на 24 июня обреченная лодка - в полном соответствии с намеченным планом - встретилась посреди Атлантики, в квадрате EG5288, с немецкой субмариной U-530: I-52 надо было пополнить запасы воды и продовольствия. Кроме того, немецкие специалисты должны были установить на борту японской лодки, а затем настроить радары, что позволило бы ей практически беспрепятственно пройти через Бискайский залив - один из самых опасных участков маршрута.
Едва началось намеченное немецко-японское рандеву, как с борта авианосца "Будж" взлетела эскадрилья VC69, ведомая капитаном Джесси Тэйлором. В 23.40 американцы были уже на месте. Немецкой лодке удалось ускользнуть от преследователей. Но для нападавших U-530 не представляла особого интереса, главной целью была ее японская "напарница". И вот для нее-то завязавшаяся меж двух стихий игра в кошки-мышки кончилась столь же быстро, сколь и печально. "Мы засекли лодку, сбросили пару бомб, зафиксировали попадание и то, как она пошла ко дну". Так очень лаконично и буднично описывал памятный поединок с I-52 отставной пилот Джесси Тэйлор, которому в момент сенсационной находки Тидуэлла исполнилось уже 79 лет.
Данные разведки, проведенной рано поутру 24 июня, подтвердили, что ночная атака была успешной.
Впервые Пол Тидуэлл узнал о существовании I-52 в 1990 году, когда обратился в Национальный архив США в Вашингтоне в поисках документов о поставках золота во время второй мировой войны. "Золотая лихорадка" обуяла Пола (профессионального историка и не менее профессионального ныряльщика) после того, как несколькими годами раньше он нашел неподалеку от берегов Флориды несколько испанских золотых монет весьма "преклонного возраста". После чего, по отзывам близких, Пол буквально помешался на сокровищах затонувших кораблей.
В Национальном архиве ему попались на глаза стенограммы радиоперехватов сообщений, которые передавали в эфир японские и немецкие моряки. В расшифровках Пол вычитал немало интересного о "бартере", осуществлявшемся между странами Оси при помощи подлодок. Среди прочего "всплыла" и информация о памятном "золотом" рейсе I-52.
Прежде чем отправиться на поиски затонувшей субмарины, Тидуэлл целых пять лет рылся в архивах разных стран. Неутомимый исследователь перелопатил гору материалов на английском, немецком и японском языках. Он в мельчайших подробностях - насколько это позволяли архивные данные - восстановил ее маршрут, вплоть до момента роковой встречи с американским бомбардировщиком Проанализировав имевшуюся у него информацию, Тидуэлл пришел к сенсационному для всех специалистов выводу: лодку можно найти! (До этого немало весьма квалифицированных экспертов, включая людей из военно-морского ведомства, пускались на поиски I-52, но так ничего и не нашли.) Тидуэлл принялся "вербовать" единомышленников Его расчеты выглядели более чем убедительно - так что скепсис, которым встречал его чуть ли не каждый очередной собеседник, довольно быстро сменялся явной заинтересованностью. Получив миллион спон-сорских денег, исследователь заручился поддержкой компании "Саунд оушэн системе" в организации экспедиции. С ее подачи было зафрахтовано российское океанографическое судно "Южморгеология", на борту которого имелось необходимое оборудование. Неоценимую помощь оказали Полу также специалисты из компании "Меридиан Сайенс Инк.". Внимательно изучив все имевшиеся данные, они "скорректировали" курс, которым шла полвека назад I-52, и - самое главное - уточнили, где именно может находиться лодка. Расхождение с координатами, которые дали в свое время военные эксперты, оказалось весьма значительным. Целых 32 километра.
К слову, не один Тидуэлл вел тогда поиски I-52. В начале года он узнал, что группа английских исследователей собирается на поиски затонувшей лодки. Пол предложил им объединить усилия, но те ответили отказом. Попытка англичан, как стало известно чуть позднее, не увенчалась успехом.
В апреле "Южморгеология" вышла в море, держа курс в указанный Тидуэллом район Атлантического океана - примерно в 1600 километрах от островов Зеленого мыса. Район поисков общей площадью в 500 квадратных километров был условно разбит на квадраты. Исследовательское судно проходило их один за другим, прощупывая дно сонаром. Имевшееся на боргу оборудование позволяло одновременно "захватывать" по тысяче метров по обе стороны от корабля. По словам Тидуэлла, "это очень похоже на то, как косят траву". Он и его помощники (команда Пола состояла из 62 человек) были уверены, что лодка где-то здесь, совсем рядом.
Так проходил день за днем. Исследователи перебирались с места на место, при помощи чутких приборов прощупывая водяную толщу. Но 1-52 оставалось недосягаемой Каждый раз многообещающее пятно на экране сонара оказывалось всего лишь еще одной "неровностью рельефа". Подходила к концу пятая неделя экспедиции. Перерасход первоначально запланированной сметы составил к тому моменту 250 000 долларов. Топливо было практически на исходе. Тидуэлл все чаще склонялся к мысли, что с поисками, пожалуй, пора заканчивать. Утром 2 мая он решил, что даст самому себе и всей команде еще один шанс. "По сути, это был последний наш "подход", - вспоминал Пол позже. Два часа спустя стало очевидно: исследователи достигли своей цели. На этот раз ошибки быть не могло. Принтер сонара выдал на бумаге узнаваемые очертания I-52. Все еще не веря собственной удаче, исследователи более детально "прощупали" найденный объект, после чего опустили вглубь камеру с дистанционным управлением. Да, это была она, затонувшая полвека назад I-52 с более чем явными следами точного попадания. При этом она стояла совершенно прямо. "Как будто не на дне морском, а на приколе в доке", - скажет потом Тидуэлл.
"До этого мы все не спали больше двух суток, - вспоминает Пол - К тому моменту, когда на экране наконец-то показалась "наша" лодка, мы даже не то чтобы как-то отметить это, а просто по-настоящему обрадоваться были уже не в силах".
Эксперты из "Меридиан сайенс" не подвели. Лодку обнаружили менее чем в километре от того места, которое они указали. По морским меркам сущий пустяк. Впрочем, как заметил один из специалистов компании, Девид Уай-атт, дело здесь не только в их филигранной работе, но и в невероятном везении. "Лодка села на более-менее ровном участке дна, неподалеку от откоса. Окажись она где-нибудь в другом месте - не исключено, что мы так ничего и не нашли бы".
Поскольку лодка покоится в международных водах, по мнению Тидуэлла, он имеет определенные права на ее груз, - конечно, в том случае, если его удастся поднять. Сейчас идет подготовка необходимых документов. Пол намерен лично заняться операцией. По расчетам экспертов, успешный исход подобной-операции вполне реален. Кстати, удачное расположение I-52, о котором упоминал Уайатт, не только облегчает саму процедуру подъема золота на поверхность, но и заметно сокращает соответствующие технические расходы.
Триумфатор между тем не собирается останавливаться на достигнутом. Ведь I-52 не единственное "золотое судно" времен второй мировой войны, которое после схватки с неприятелем нашло себе пристанище на дне морском. "Временное пристанище" - уточняет Пол Тидуэлл, который опять ишет в архивах необходимые документы. Его очередная цель - американское грузовое судно "Джон Барри", затонувшее во время войны в Аравийском море.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Идентификация
Привет: Гость
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Форма входа
Прогноз погоды
Друзья портала
Можно приобрести:
Металлоискатель GARRETT GTI 2500
Металлоискатель с возможностью одно-временного вывода на экран информации о типе объекта, его размере и глубине залегания. Определение размера достигается с помощью специальной катушки Scorcher. На экран выдается карта дискриминации, состоящая из 24 сегментов, управляемых независимо, курсор, указывающий тип объекта, и служебная информация о режимах и двумерная таблица, отображающая размер и глубину объекта. Прибор различает 5 градаций размера объекта. Настройки сгруппированы в 5 программ поиска (4 встроенных и 1 пользовательская). Кроме того имеется статический режим поиска всех металлов с увеличенной глубиной обнаружения и отображением типа объекта. Данный металлоискатель поддерживает все функции, используемые в других приборах фирмы Гаррет.
Купить!
Зарег. на сайте Всего: 7073 Новых за месяц: 5 Новых за неделю: 2 Новых вчера: 1 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Заместителей: 1 Модераторов: 0 Проверенных: 311 Обычных юзеров: 6760 Из них Парней: 6684 Девушек: 389