[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по сайту · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: pavel2222, PavelNew  
Форум Самарских кладоискателей » Обо всём » Исторический раздел. » исторические эссе (статьи,обзоры,подборки)
исторические эссе
котДата: Понедельник, 26.02.2018, 19:54:13 | Сообщение # 1
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Эссе - небольшое сочинение в прозе, в котором автор излагает свои собственные мысли и взгляды в абсолютно свободной форме. Эссе - это в некоторой степени абстрактное произведение, не претендующее на полную достоверность. В отдельных случаях эссе пишутся с долей философичности, иногда произведение имеет научный оттенок.

сюда я буду складировать всякие исторические статейки которые ни как не тянут на "очерк"
для соседней темы ибо очерк это документально обоснованный факт.

а тут всяко-разное,но отнюдь не менее интересное 3

P.S. моя историческая гиперактивность на форуме окончится к середине апреля с началом сезона 4


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Понедельник, 26.02.2018, 20:11:47 | Сообщение # 2
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Что умела девочка 10 лет, живущая в селе век назад



- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера);
- принести дрова, очистить печь, топить её;
- принести воды из колодца;
- варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
- сбивать масло;
- накрывать на стол, мыть посуду;
- подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
- вытрясать и чистить половики;
- прясть, ткать, вышивать, вязать;
- стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
- прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
- менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
- кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
- собирать куриные яйца;
- доить корову;
- сажать, полоть и поливать огород;
- собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
- убирать урожай на огороде и в поле;
- пасти корову, козу, гусей, уток;
- возить на коне копны на сенокосе;
- удить рыбу....

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки - специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала - специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: "Дочке десять лет - матери дела нет". Это как в сказе Павла Бажова "Серебряное копытце" - Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она "в избе прибирала, похлёбку да кашу варила". А ведь её было "по шестому году" - то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она "узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку". И не побоялась несколько дней жить одна в избушке...

©
Прикрепления: 0431005.jpg (78.0 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Понедельник, 26.02.2018, 20:13:11 | Сообщение # 3
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Хозяйственные обязанности мальчиков в русской крестьянской семье



С 6 - 7 лет у ребёнка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку - к женским. Например, в Симбирской губернии в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 - пасти лошадей, в 9-10 - бороновать, в 12 - пахать, а в 16-17 - косить.
Хозяйственные обязанности мальчиков

Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.

Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унаваживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду. В бороновании: отец поручал сыну заборанивание поля после пахоты (в этой роли могли выступать и девочки, если сыновей в семье не было). Мальчик или вел под уздцы запряженную в борону лошадь, или ехал на ней верхом. Малолетних бороноволоков лошади возить было легче, а для взрослого человека водить лошадь целый день в поводу считалось тяжелой работой. Поэтому хозяева, не имевшие детей, нанимали подростка - бороноволока со стороны. Если земля была комковатой, отец усаживал сына поверх бороны, чтобы сделать ее тяжелее, а сам вел лошадь. К 10 - 12 годам мальчик-бороноволок уже брал на себя все заботы по боронованию поля.

С 11 - 13 лет отец приучал мальчика к пахоте. "За недосугом" он редко объяснял сыну как нужно пахать, да и в этом не было особой необходимости, поскольку тот, следуя за отцом неотступно, перенимал все необходимые приемы работы. Отец доверял сыну провести пару борозд или предоставлял возможность потренироваться, выделив для самостоятельной обработки небольшой участок пашни. Подросток осваивал пахоту обычно к 14 - 15 годам - на пороге совершеннолетия.

В русской деревне рубежа XIX - ХХ в.в. вступление мальчика в трудовую жизнь семьи, овладение мужскими хозяйственными функциями, сопровождалось обязательным привлечением его к заботе о лошадях: он задавал им корм, подавал напиться, летом гонял на реку на водопой. С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 - 9 лет мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом возрасте его уже посылали в ночное - летний ночной выпас табунов деревенских лошадей.

На Русском Севере и в Сибири, где промыслы (рыболовство, охота и т.п.) имели в кругу хозяйственных забот важнейшее значение, ребят с раннего детства привлекали к промысловым занятиям.

Сначала в игре, а затем наблюдая за отцом и братьями, помогая им в меру сил, уже к 8-9 годам мальчик перенимал азы промысла: умел ставить на ближнем озере петли на уток, стрелять из лука. В 10 лет подростки ловили сусликов, колонков. Продавая добычу заезжим купцам, они получали первые собственные деньги, которые могли тратить по своему усмотрению. В этом возрасте почти каждый мальчик в сибирской деревне мог самостоятельно сделать "мордочку" для ловли рыбы и установить ее в реке. Особым предметом гордости являлась первая пойманная рыба. После такого доказательства овладения навыками отец начинал брать мальчика с собой на рыбалку, приучая его бить рыбу острогой. Освоив это занятие, ребятишки осенью собирались в артели и отправлялись лучить рыбу на ближайших горных реках. Лучение происходило после захода солнца. Обычно мальчики делились по двое: один шел берегом и нес торбу для рыбы и связку полутораметровых сосновых лучин, второй, одетый в специальные не промокающие сапоги - "чарки" и вооруженный маленькой острожкой, шел по дну речки вверх по течению, чтобы вода мутилась сзади, а не спереди. В левой руке он нес пук зажженных лучин, просвечивавших воду до самого дна и позволявших увидеть спящую рыбу. Заприметив добычу, мальчик бил ее острогой.

К числу промысловых занятий относился также сбор ягод и добыча кедровых орехов. Подростки принимали активное участие в коллективных, включавших несколько семей, выездах на промысел. В ходе них они знакомились с природой, учились лучше ориентироваться на местности, перенимали опыт сооружения промысловых становищ. К 14-15 годам основные промысловые, навыки были переняты. Отправлявшийся весной на промысел отец не боялся оставить сына этого возраста промышлять в лесу одного.

Важным этапом в социохозяйственном становлении подростка в промысловых районах было членство во взрослой промысловой артели, включавшей всех мужчин села от подростков до стариков. Мужские рыболовецкие, реже охотничьи, объединения, также как отхожие, ремесленные профессии, способствовали сохранению / возрождению традиций мужских организаций. Одной из них был испытательный срок при приеме в артель подростков 8-12 лет, без которого они не могли стать её полноправными членами. Ярким примером являлись испытания подростков. на мурманских промыслах поморов: им поручали невыполнимые задания, обманывали, накладывая вместо рыбы в мешки и снасти камни, заставляли самих добывать себе пропитание, устраивали состязания между ними и т.п.

С этого момента профессиональное и жизненное воспитание подростка сосредотачивалось в артели. Подрастая, мальчики переходили в разряд юнг и прибрежных ловцов, которые уже имели свой пай и вносили значимую долю в семейный бюджет. Взрослые относились к ним с уважением и ласково называли "кормильцами".

К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях. В промысловых районах взрослые сыновья брали на себя все весенние полевые работы. Пока отец был на промысле, подросток самостоятельно вспахивал и заборанивал участок, а затем отправлялся на помощь к отцу. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.

©
Прикрепления: 7056967.jpg (98.7 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Пятница, 09.03.2018, 23:51:07 | Сообщение # 4
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Бочонки из Генуи



Случилось это дело в XVI веке. Хитроумные генуэзцы сидели в тени пиний и олив и изнывали от скуки. А от скуки люди чёрт знает к чему прикладывают руки. Вот и генуэзцев туда потянуло. Нет, чтобы что-то полезное придумать, так они новую игру замутили, назвав её lotto. Шут его знает, что они в этом случае имели в виду, поелику словечко это в итальянском языке целый веер значений имеет: лот, партия, лотерея, участок земли, доля, очередь etc. В общем нашли генуэзцы папу Карло, он им настругал из полена 90 миниатюрных бочонков. Номера на бочатах генуэзцы сами написали, чтобы минимизировать расходы. Кроме этого нарисовали оные генуэзцы специальные карты, где в трёх рядах и девяти колонках расположены 15 случайных чисел по 5 в ряду; разряд десятков цифр соответствует номеру колонки слева, считая с нуля; 90 помещается в последнюю колонку. Потом взяли мешок по случаю спёртый у венецианцев, поклали туда бочонки и сели играть. Как играть? Да очень просто: один генуэзец называл номера бочат, вытаскиваемых из мешка, а остальные закрывали эти номера на своих картах. Кто раньше всех закроет все числа на своей карточке, тот и выиграл.

Впрочем, говорят, что своим происхождением lotto обязано… процедуре демократических выборов. О, как! А всё потому, что выборы в старшины магистратского совета в итальянском городе Генуя издавна проходили по жребию. Ну, и в 1620 году городской чиновник Бенедетто Джентиле нашел в этом способ заработать деньги и стал принимать заклады на выпавшие номера жеребьевки, выпустив специальные билеты с рядами цифр. Вот вроде бы с этого сеньора Бенедетто и началась история игры в лото.



Это самое lotto вмиг распространилось, подобно лесному пожару, и завоевало умы и сердца не только генуэзцев, но и венецианцев, ну и прочих европейцев. В лото играли все — и аристократы и дегенераты. Даже такая вот скороговорка появилась:
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Власти Венеции мимо такого факта спокойно пройти не могли и уже в 1521 году Венецианским сенатом новая игра была запрещена как азартная. Сенаторы думали, что они потушили пожар азарта, а он напротив разгорелся ещё сильнее и захватил Европу. К XVIII веку сложился классический набор предметов для игры в lotto (карточки и бочонки в мешке), а сама игра приобрела невиданную популярность. Как сообщали в 1778 году французские газеты: «игра Le Lotto захватила воображение интеллигенции» (понятное дело, интеллигенцию духовным хлебом не корми, а дай во что-то азартное сыграть: то ли в лото, то ли в революцию).



В начале XIX века становятся популярными образовательные лото. В 1850-х годах в Германии разработали специальное лото, с помощью которого дети учили таблицу умножения. Вообще же видов детского лото было множество: «Орфографическое лото», «Анималистическое лото», «Историческое лото». Не случайно французский живописец и гравёр Шарль Шаплен (1825—1891) на своей акварели «Лото» (1865) изобразил именно ребятишек.



В Россию новая игра была завезена из Европе всё в том же XVIII веке. Новая забава вызвала на Руси большой интерес, но на первых порах была доступна только для обеспеченных слоёв населения. Особенно широкое распространение лото получило в частных домах, по большей части в провинции. Неожиданный пик его популярности пришелся на конец 1830-х—1840-е годы. В Москве первым открыл игру в лото Немецкий клуб, затем – Английский и Дворянский клубы. Карты для лото выпускала Императорская карточная фабрика.
«Игра, которая во всех московских клубах, наверное, занимает собой 200 человек каждый вечер; которой многие посвящают по 7-ми, а в некоторые дни по 8 и 9-ти часов в сутки; в обороте которой проходят миллионы рублей, и которая наконец дает возможность клубам делать чудные обеды за самую дешевую цену и, что всего лучше, жертвовать в пользу сирых и бедных десятки тысяч!», — так характеризовали тогда лото клубные завсегдатаи. Страстная игра в лото в клубах продолжалась и в 1860-е годы.



Но время шло и уже к началу XX века в лото стали играть и в обычных домах, что отразил в своём рассказе «Детвора» уважаемый классик в пенсне, он же Антоша Чехонте, он же Антон Павлович Чехов. В его рассказе в лото играют оставшиеся вечером без присмотра дети: два брата, две сестры и сын кухарки. В их игру хотел «войти» и гимназист Вася, но из-за того, что вместо оговорённой ставки в одну копейку Вася поставил целый рубль, дети отказались его принять — ишь какой миллионщик выискался!
Забавно, что в советские времена с одной стороны лото было признано семейной и развивающей игрой (хотя там азарт в чистом виде!), а с другой стало символом махрового мещанства.
Русские подошли к лото с выдумкой, посчитав, что просто выкликать номера бочонков — это скучно. А потому стали бочонки именовать кто во что горазд. За долгие годы многие бочонки лото не по одному имени заимели. Для любопытства привожу ниже сводный список, составленный мной на основании инфы из паутины:



01 — господин, кол, один в поле воин, палка, глупый, совсем один;
02 — гусь, лебедь, утка, Дунька (Кулакова), Дуня рябая, пара, два сапога — пара;
03 — нос утри, троица, трое, на троих, третий лишний, птица-тройка, алтын, кассир;
04 — стул, на (все) четыре стороны, стульчик, хорошист, чепырка;
05 — отличник, пятистенка, пятое колесо в телеге, пятак, пенчух;
06 — падший ангел, шоха;
07 — топор, топорик, кочерга, кочерёжка, армянский нос, бабье оружье, семь чудес света, семь пядей;
08 — половинку просим, витушка, матрёшка, декольте, баранка, обручальные кольца, женский день, 8 марта;
09 — День Победы, девятый вал;
10 — бычий глаз;
10 — часовой, бычий глаз, рыбий глаз, чирка, чирик, червонец, в десятку;
11 — барабанные палочки, 11 маршрут;
12 — дюжина;
14 — первая мировая война;
15 — пип
15 — три по пять, пятнашки, пип;
16 — нецелованный, шишкин;
17 — революция, молодые, целка;
18 — в жизни раз бывает восемнадцать лет, в первый раз, в жизни раз;
19 — горбатый, Ксения горбатая;
20 — гусь на тарелке, Лебединое озеро;
21 — очко;
22 — утята, гуси-лебеди, ути-ути;
23 —
24 — лебедь на стуле, две дюжины, манюня;
25 — опять — двадцать пять, четвертак;
26 —
27 — лебедь с топором, забой гуся;
28 — унция;
29 — двадцать девок;
30 —
31 —
32 —
33 — богатыри, тридцать три богатыря, тридцать три зуба, три-три, кучерявый, кудри, два горбатых, жыды;
34 —
35 —
36 — три дюжины;
37 — репрессии;
38 — тридцать восемь попугаев;
40 — бабий век, сорок сороков, норок (нас…ри в опорок), скоро;
41 — ем один, война;
42 —
43 —
44 — венские стулья, стульчики
45 — баба ягодка опять, на полпути;
46 —
47 —
48 — половину просим, сено косим;
49 —
50 — полвека, полста, полтинник, юбилей;
51 — полста раз;
52 —
53 —
54 —
55 — пенсионерка, перчатки, собачьи уши, Пётр Петрович, попы, святые люди;
56 — двухунцовка (2 по 28);
57 —
58 —
59 —
60 — пенсионер, пять дюжин;
61 —
62 —
63 —
64 — яблоки с мёдом;
66 — валенки, салазки, девяносто девять;
67 —
68 —
69 — туда-сюда, морда к ж…пе, снюхались, спят как поросята, шиворот-навыворот, чушки (свиньи) спали;
70 — лысый, топор в озере;
71 — топор и багор (пожарник);
72 —
73 —
74 —
75 —
76 —
77 — топорики, Семён Семёныч, дамские ножки, бродни (высокие сапоги), сапоги, костыли;
78 — бабка с топором;
79 —
80 — бабка, бабушка;
81 — бабка с клюшкой;
82 — бабка надвое сказала;
83 —
84 —
85 — перестройка;
86 —
87— бабка с топором
88 — крендельки, калачики, калачи — только из печи, бублики, московские бублики, булки-баранки, витушки, матрёшки, куколки, бабушка;
89 — дедушкин сосед, сосед дедушки, бабушкин сосед, почти там, все кроме одного.
90 — дедушка, дед (спрашивали: «А сколько деду лет?» и вытаскивали следующий бочонок).



Владимир Иванович Даль в своём знаменитом словаре написал про лото так: «…две клетки в строку покрытые, называются амба, три — терна, четыре — кватерна, пять — квинта, которая и выигрывает».



А известный в паутине поэт Юрий Бондаренко написал про лото вот такое забавное стихотворение:
Игра в лото – старинная забава,
Тест на внимательность, реакцию и счёт.
Для алчущих азартная отрава,
Бальзам на сердце тем, кому везёт.
Дед – девяносто, восемьдесят – баба,
А сколько лет им крикнет глашатай.
И мелочь на кону манит не слабо,
Лишь карты успевай себе меняй.
Всё, проигрался в пух, друзья, обидно.
К соседям по игре залез в долги,
И неудач моим конца совсем не видно,
Хоть ставь на кон кроссовки, сапоги.
В запасе сотня, я её меняю,
Берёг на чёрный день и на винцо.
Свой первый выигрыш в карман себе ссыпаю,
Удача заглянула мне в лицо!

***

Ежели чо, судари мои, можете поупражняться в сочинении имён для бочонков, благо, что свободные позиции пока имеются.

Материал: Фелискет
Прикрепления: 8719352.jpg (59.4 Kb) · 1691120.jpg (135.4 Kb) · 9837075.jpg (471.5 Kb) · 0255791.jpg (428.7 Kb) · 9166856.jpg (390.8 Kb) · 5065565.jpg (44.7 Kb) · 4481054.jpg (169.3 Kb) · 3467505.jpg (256.5 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
ЭкспертДата: Суббота, 10.03.2018, 07:18:31 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 1333
Металлодетектор: органолептика +
Страна: Российская Федерация
Город: Столица
Репутация: 324
Статус: Тут его нет

Любопытно)

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.



 
котДата: Среда, 28.03.2018, 07:05:01 | Сообщение # 6
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Как появились и что означают ноты?



О нотной грамоте слышали все. Более того, любой, даже совершенно далёкий от музыки человек сможет перечислить эти семь звуков. Но даже далеко не все музыканты знают об их происхождении. Давайте разберёмся с самого начала.

Почему алфавит, основа и гимн музыки именно вот это "До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си"? Когда, почему, благодаря кому и зачем они появились? Что-то вообще значат эти нотные буквы или звуки? Или ничего не значат, а используются для простоты и удобства?..

Музыкальный монах Тосканы

Изобретателем всемирно известной нотной грамоты является итальянец Гвидо д'Ареццо - монах Гвидо Аретинский, живший в 990-1160 года. Как и много чего ещё прекрасного в те времена, нотная грамота также родилась вблизи Флоренции, а именно - в небольшом городке Ареццо.

Как тогда, так и сейчас это - один из самых красивых городов Тосканы. А древние вымощенные булыжниками улочки Ареццо хранят память многих знаменитых людей и интереснейших событий многих веков...

В самой же Флоренции монаху-музыканту установлен памятник, который напоминает нам прежде всего об этом "До-Ре-Ми.."

Гвидо Аретинский был учителем музыки и хорового церковного пения при нескольких храмах. Он также много путешествовал по Италии, встречался с Папой Иоанном XIX, а параллельно с этим постоянно думал и трудился над созданием удобной музыкальной грамоты, которая могла бы стать общепринятой.

Ведь это значительно облегчило бы освоение азов музыки начинающим и очень сильно способствовало распространению лучших произведений по всему миру.

Впереди молитвы Иоанну Крестителю поставили Господа

Однажды, стараясь придумать наиболее легкий способ заучивания новых незнакомых мелодий для песнопения, монах Гвидо и придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы Иоанну Крестителю:

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum

SOLve polluti

LAbii reatum

Sancte Ioannes

Это, конечно, по латински. А в переводе на русский: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн".

Ну нам-то, понятно, по-русски важен смысл, а вот по-латински - звук, звучание...

Важно, что названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, благодаря чему их удобно петь. Но слог ut - закрытый, поэтому его пропеть подобно остальным невозможно.

Но и эту проблему решили, правда, значительно позже. В шестнадцатом веке название первой ноты октавы "ut" заменили на "do". Видимо, это было взято от латинского слова Dominus - Господь.

Музыка сфер небесных - материя с чудом

В разное время в разных местах музыкальные буквы называли по разному. Потом пришли к единому - всем понятному и удобному толкованию. Современная интерпретация названий нот выглядит таким образом:​

Do - Dominus - как уже было сказано: Господь;

Re - rerum - материя;

Mi - miraculum - чудо;

Fa - familias рlanetarium - семья планет, то есть - Солнечная система;

Sol - solis - Солнце;

La - lactea via - Млечный путь - наша галактика;

Si - siderae - небеса.

Всё со смыслом.

Во время выступления хора дирижёр Гвидо для указания нот использовал левую руку. Он, сгибая суставы пальцев, указывал певцам, какую ноту брать в это время.

Музыкальному монаху, помимо всего прочего, принадлежит огромная заслуга также и в прогрессе письменной нотной грамоты.

Впоследствии, талантливый музыкант-монах начал отмечать звуки нотами (опять же от латинского слова nota - знак). Эти ноты были заштрихованными квадратиками, которые размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий.

Теперь таких линий стало пять, а ноты изображают кругом, а не квадратом, но сам принцип, введённый Гвидо с самого начала, остался без изменений.

Благодаря авторитету Гвидо Аретинского латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в Западной Европе, а затем и во всем мире. Она неизменно сохраняется сейчас и, видимо, уже никогда не изменится.

©
Прикрепления: 2655500.jpg (115.8 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Четверг, 29.03.2018, 11:02:02 | Сообщение # 7
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Кого в тюрьме называли "борзыми"

Работа в СССР была обязательна для всех, за тунеядство гражданина сразу наказывали. Но работа тоже могла быть не любая, а именно та, которую партия посчитает достойной. Если же ваши доходы получены не из такого рода источников, то вы будете приравнены к преступникам. Такова социалистическая реальность, так живут люди и сегодня в некоторых государствах. Итак, реформы большевики стали проводить с 1917 года, по Конституции РСФСР 1918 года граждане с «нетрудовыми» доходами не моги голосовать на выборах. Конституция 1936 года при Сталине закрепила обязанность граждан трудиться. «Кто не работает, тот не ест», - таков девиз страны Советов.

Таким образом, все бродяги и попрошайки, все те, кто не имел официальной работы, признавались антиобщественными элементами, с 1951 года к таким гражданам стали применяться меры. Их высылали из городов, давали небольшие сроки отбывания в колониях. Всего за пару лет по статье «тунеядство» было задержано 450 человек. Даже те, кто стал инвалидом из-за войны, попали в число этих преступников. Когда Сталин умер, пришла эпоха либерализации, так называемая «оттепель». А вот в 1961 году вышел указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда». Коммунисты атаковали всех, кто не хотел трудиться, гражданин не имел право получать доход от земельного участка, аренды автомобиля или квартиры. Было даже специальное выражение о таких товарищах - «колхоз пашет, а он руками машет». Статья 209 Уголовного кодекса называлась «Тунеядство», под нее попадали все, кто отклонялся от труда «во благо социалистической Родины» в течение четырех месяцев. Не попадали под статью лишь женщины, которые воспитывали маленьких детей. Если гражданин сам признал свою вину, его отправляли в ссылку, она длилась от двух до пяти лет. И даже все то имущество, которое «тунеядец» приобрел незаконно обращалось в пользу государства.

Интересно, что тех, кто сидел за «тунеядство», в колонии называли «борзыми».
Дело в том, что люди без определенного рода занятий - сокращенно БОРЗ.
Именно отсюда пошло жаргонное слово, которое означало человека, не признающего общественные нормы. Всего с 1961 по 1965 год были осуждены по 209 статье 37 тысяч человек. Северные чиновники просили не присылать больше заключенных, ведь работы уже не хватает, да и дать всем жилье не так просто. Порой очень сомнительна была справедливость применения статьи в отношении творческих людей, например, всемирно известный поэт Иосиф Бродский. Ему дали «максималку» - пять лет принудительных работ. Отбывал наказание несчастный поэт в совхозе «Норинское» Архангельской области. Через полтора года Иосифа освободили, об этом хлопотала зарубежная общественность. Писатель Владимир Войнович тоже попал под эту странную статью, его выслали из Союза в 1980 году, даже лишили гражданства, но спустя 10 лет он все же возвратился. А Виктору Цой пришлось устроиться в котельную на работу, чтобы его не посадили за тунеядство. Его зарплата была гораздо меньше, чем у других рабочих, но ему было все равно, лишь бы не угодить на каторгу.

При Юрии Андропове в СССР был пик борьбы с тунеядством - в 1983-1984 годах. Потом у власти оказался Горбачев, который провел либерализацию, и статья уже потеряла свою силу. А преследования безработных прекратились после принятия закона "О занятости населения в РФ". Если же человек работу потерял, ему выплачивали пособие по безработице (что актуально и сегодня). Сегодня прилагательное «борзый» используют не совсем в том значении, в котором оно появилось. Мало кто знает историю происхождения этого слова.

©


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Среда, 04.04.2018, 21:26:04 | Сообщение # 8
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Как случай и смекалка помогли конькобежцу победить в Олимпиаде



Благодаря смекалке советского стайера Виктора Косичкина в конькобежном спорте началась «нейлоновая» эра. Именно он первым понял, что синтетика способна творить чудеса. Вышло это совершенно случайно, рассказывает Виктор Косичкин:
Конькобежец Виктор Косичкин в женских колготках и свитере, 1960 год, Скво–Велли, США колготки, конькобежный спорт, история, олимпиада 1960, олимпиада

"В Давосе (на чемпионате мира–1960) на "червонце" я попал во вторую группу. Под вечер похолодало. Катаюсь и чувствую: мерзну. Захожу в раздевалку, а там американки и немки. Говорю им: "Дайте какой–нибудь "дресс" мне!" Они мне суют колготки. Я их надеваю, а они же малы, черт бы их побрал. Взял, обрезал, натянул верхнюю часть, катаюсь, смотрю: так тонизирует ноги этот нейлон! Бегу "червонец" — лед не тот, погода не та, но все равно показываю второй результат. Первый был Йоханнесен. Подъехал к девкам, показываю им обрезанные колготки, они смеются... На банкете сижу с Кудрявцевым, говорю ему: "Константиныч, во–первых, я девчонкам колготки должен, а во–вторых, у меня идея появилась. Надо в магазин сходить". А в город по одному советские спортсмены выходить не могли. Тем более вечером. Вытащил я из–за стола Кудрявцева и веду его в магазин, где накануне видел в витрине огромную женщину в черных колготках, прошитых двойным швом. Заходим, я говорю продавцу: "Мне вот такие колготки на "биг фрау". Приносят. Попросил такой же черный свитер. И его принесли. Облегал он туловище потрясающе! Девчонкам я колготки вернул.

Приехали в Москву, напутствия на Олимпиаду и все прочее... До Америки летим дня четыре. Устали, как черти! В Скво–Велли приехали часов в 11 вечера. Разместились и заснули мертвым сном. А мне не спится. Я же купил! Мне надо попробовать! Насилу дождался, пока рассвело. Было примерно 6.30 утра. А на стадион одному идти тоже нельзя! Я к Константинычу — тот спросонья отмахивается: да брось ты, дай поспать! А я ему: "Константиныч! Мне надо попробовать, чтобы потом не было стыдно в женских колготках. Надо мне еще что–то надевать или нет, я же должен знать?!" Он и пошел со мной. Лед припорошен. Размялся чуть–чуть и говорю: ну, давай "троечку" попробуем. Еду четвертый круг, а Константиныч кричит: "Да стой ты! Стой!" Подъезжаю: "В чем дело, Константиныч?" А он мне: "Не понимаю, то ли секундомеры у меня врут, то ли ты рекорд мира побил на 20 секунд... Рекорд на "тройке" 4.37, а ты бежишь 4.16". "Константиныч, — говорю, — удалось!" После завтрака начинаю тренироваться в этом черненьком костюмчике, всех обхожу. Подъезжает Женя Гришин: "Витя! Дай я тоже попробую!" Попробовал, глаза круглые: "Витя! Что ж ты мне раньше не сказал!" Вот в этом костюмчике Женя Гришин выиграл в Долине Индианок две золотые медали"

На той Олимпиаде в Скво–Вэлли Косичкин выиграл золото и серебро, а в конькобежном спорте начался нейлоновый век.

©
Прикрепления: 1288866.jpg (50.7 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Среда, 26.12.2018, 02:44:11 | Сообщение # 9
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Жареные воробьи… или факты?




Жареные воробьи Валентина Пикуля

Есть среди сочинений популярного исторического романиста Валентина Пикуля «Миниатюры» — большая серия исторических рассказов-эссе. Каждая из миниатюр рассказывает об интересной личности, порою забытой, затерявшейся на просторах истории. Герои Пикуля — это как известные деятели, так и люди, чьи имена сегодня не на слуху. Всего Валентин Саввич написал 168 таких ультракоротких биографических романов, среди которых есть и «Секрет русской стали», повествующий о создателе первых русских стальных пушек Павле Матвеевиче Обухове. Поскольку в основном действие происходит в Златоусте (именно здесь были отлиты первые обуховские стальные пушки), интересно почитать как же Пикуль описывает Златоуст:

«Златоуст отливал ядра, мастерил ружья, ковал драгунские палаши, выстругивал кожу для ножен, варил пиво из мёда, мял воск для свечей, город славился бесподобными кренделями и пряниками. Дичи в лесах было видимо-невидимо, но почему-то здесь предпочитали на закуску жареных воробьёв!»

Ну что сказать? Ядра в Златоусте действительно отливали, палаши (да и не только) ковали. А вот ножны «выстругивали» отнюдь не из кожи, а из дерева (кожей порой только обтягивали). Пиво варили и весьма неплохое (поелику вода у нас отменная), да только не в обуховские времена, а несколько позднее, да и не из мёда. Крендели и пряники? Ну, пекли мало-помалу для собственных нужд, хотя славился Златоуст не ими, а холодным оружием. А вот с чего Валентин Саввич заключил, что златоустовцы на закуску предпочитали жареных воробьёв?


Вид Златоуста со стороны заводского пруда. Рис. Аткинсона, середина XIX века.

Жареные воробьи Петра Падучева

Да ларчик очень просто открывается: Пикуль для своей миниатюры об Обухове многое позаимствовал из исторического очерка «Первые русские пушки: История одного изобретения», автором которого был уроженец Златоуста Пётр Прохорович Падучев (в скобках замечу, что родные места он покинул где-то в 17-летнем возрасте во второй половине 1860-х годов). Этот очерк был в 1894 году опубликован в солидном петербургском журнале «Исторический вестник». Писал Падучев бойко и занимательно, правда не сильно утруждая себя изучением реальных исторических фактов, больше полагаясь на свою фантазию. И вот что Пётр Прохорович написал про жареных воробъёв:

«Обухов возвратился в Златоуст, увенчанный лаврами победителя, пред которыми невольно склонилось всякое злословие, и замолкли самые невоздержные языки. Ему даже устроили торжественную встречу в нескольких вёрстах от завода с шампанским и тостами, а в самом Златоусте инженерное общество решило в честь его дать бал-монстр, до сих пор памятный немногим доживающим сподвижникам П. М. Местом бала служило «благородное собрание», правом входа в которое пользовались только горные инженеры и классные чиновники заводского управления. Шампанское, конечно, лилось рекой. На ужин подавались медвежьи окорока, оленьи языки, туземная форель, всевозможная лесная и болотная дичь и… колоссальная пирамида из жареных воробьёв, которые в течение недели ловились сотнями по дворам и огородами обывателей. Многочисленные тосты за здоровье царствующих особ и самого героя бала сопровождались выстрелами из медного единорога, этого «последнего из могикан», поставленного на улице перед домом собрания и гулко приветствовавшего рождение новых орудий».


Златоуст, Свято-Троицкий собор и дом горного начальника (справа). Рис. Аткинсона, середина XIX века.

Оставлю за кадром «благородное собрание» и дом, ему принадлежащий (скорее всего Падучев под ним понимает дом горного начальника — служебную резиденцию руководителя горного округа), встречу Обухава в нескольких верстах от завода (откуда бы интересно знать местное общество узнало о прибытии Обухова, телеграф дотянется до Златоуста только спустя десятилетие). Поговорю за меню «бала-монстра». Ну ладно, примем с натяжкой медвежьи окорока (медведи у нас и до сих пор водятся, но ценятся больше медвежьи шкуры, а не мясо), а откуда взялись оленьи языки? Когда северных оленей в наших краях практически нет? Нет, лоси и косули, которых в те времена в златоустовских лесах было предостаточно, они тоже из семейства оленьих, но ведь г-н Падучев говорит именно про оленьи языки. И сколько же надо было завалить оленей, чтобы подать достаточное количество языков даже на полтора-два десятка человек (а именно в это количество и укладывалось «благородное общество» тогдашнего Златоуста)? Не иначе как целое стадо! Форель в златоустовских горных речках водится и по сей день, только местные её именовали и именуют красулей, а не туземной форелью. Ну а уж сотни воробьёв, отловленных по обывательским дворам, это апофеоз падучевской фантазии. Почему фантазии? Да потому, что слова Падучева ничем больше не подтверждаются. Почти в те же времена, что и Падучев, в Златоусте жил Николай Кириллович Тимофеев, всю жизнь собиравший разные примечательные факты златоустовской истории, делавший вырезки из газет, журналов, писавший свои хроникальные заметки. В городском архиве хранится его личный фонд, с которым я хорошо знаком. Так вот у Тимофеева никакого упоминания о бале-монстре нет и в помине. А в отличие от Падучева, покинувшего Златоуст в юном возрасте и к моменту написания своего очерка почти три десятилетия жившего то Петербурге, то в Москве, Тимофеев всю свою довольно долгую жизнь (1862–1929) прожил в Златоусте. Замечу на полях, что в том же очерке про Обухова Падучев красочно расписал сцены испытания обуховских пушек на златоустовском пруду, которых не было в реальности. Зато у Падучева это выглядело так:

— Смотри, смотри, как бомба-то скачет! — указывали на пруд, по которому летело ядро, взметая клубы снежной пыли. По пути оно чуть было не задело собаки, перебегавшей по своим собачьим делам из Демидовской части завода на Ветлужскую. Дворняжка от страха перекувырнулась, взвизгнула, поджала хвост и стрелой помчалась обратно домой.

Тут поневоле на память приходит Никифор Ляпис-Трубецкой с его волнами, падающими стремительным домкратом. К слову сказать, я уже писал о фантазиях г-на Падучева в истории про самородок «Большой треугольник», вот вам сегодня ещё и про жареные златоустовские воробьи, оленьи языки и медвежьи окорока. А что Пикуль, спросите вы. Ну он просто покопипастил Петра Прохоровича, добавив ярких красок от себя. Дело житейское. Мне же после прочтения падучевского меню бала-монстра так и видится огромная стая северных оленей, которую гонят в Златоуст медведи, а над стаей застилает солнце огромная туча воробьёв.

***

Справедливости ради замечу, что воробьи и другие мелкие птички в кулинарии таки используются. Вот вам цитатка из Кулинарного словаря В. В. Похлёбкина (2002):



Ортоланы

Поварское и ресторанное название блюд из жареной мелкой дичи — овсянок, жаворонков и воробьев. Заимствовано из французской кухни исключительно как название, поскольку приготовление мелкой дичи было известно и в русской, и в белорусской кухне (в последней жареные воробьи были распространены с XVI по XIX в.). Обычно для ортоланов овсянки или воробьи обжаривались на вертеле в течение 6-10 минут. Особенно хороши осенние жирные воробьи. Гриллируются потрошеные тушки целиком, а затем подаются с разварным картофелем и грибным соусом, солёными огурцами или жареными солёными грибами. Во французской кухне ортоланы подают с картофельным пюре и красным соусом и лимоном. Таким образом, вкусовая гамма сохраняется одинаковой. В польской кухне ортоланы фаршируют смесью белого хлеба в молоке, лука, грибов, яиц и петрушки.

***

А вот что про жареных воробьёв думают на востоке Евразии. Сразу предупреждаю, что инфа почерпнута на просторах инета, где чего только не найдёшь.

Особенности воробьиного мяса

Поиск ответа на вопрос о том, можно ли есть мясо воробьев, следует начать с изучения вкусовых и диетических свойств данного продукта. Здесь нужно заметить, что те, кому доводилось пробовать воробьев, утверждают, что мясо этой птички лишено всякого вкуса и при этом отличается жесткостью. Пережевать его волокна под силу далеко не каждому, так что можно смело утверждать – поедание воробьев удовольствие из разряда сомнительных.
Что же касается диетических характеристик воробьиного мяса, то в этом вопросе какая-либо внятная информация отсутствует. Калорийность, содержание минералов и питательных веществ, количество белков, углеводов и т.д. Подобные данные широкой общественности не известны и есть большие сомнения, что исследования на эту тему когда-либо проводились учеными.
Кое-что узнать о свойствах мяса воробьев можно из народных поверий некоторых азиатских народов. Так, китайские врачеватели древности считали, что оно способствует улучшению качества мужского семени. Кроме того, бульоны, приготовленные из тушек этих пернатых, часто включали в рацион раненных или страдающих кожными заболеваниями в виде различных язв.
У жителей Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии имеется свой взгляд на то, можно ли есть мясо воробьев. В их народной медицине существует целый раздел, посвященный лечению задержек речевого развития у маленьких детей. Считается, что воробьиное мясо помогает решать подобные проблемы – при регулярном употреблении дети начинают говорить уверенно и быстро.
Но так ли это на самом деле? Вопрос повисает в воздухе, ибо ни в одном серьезном источнике, который заслуживал бы доверия, вы не найдете подтверждения подобной информации. Впрочем, опровергнуть ее тоже невозможно, так что верить во все это или нет, каждый волен выбирать сам.



Воробьи в японской кухне

А вот что достоверно известно, так это факт использования воробьиного мяса в традиционной японской кухне. Там существует весьма оригинальное блюдо, название которого на японском звучит как «Фушими-Инари Сузумэ-но якитори», а по сути это шашлык из воробьев. Рецепт его прост, ощипанные, обезглавленные и замаринованные в особых специях воробьиные тушки нанизывают на небольшую палочку и запекают на углях, точно так же, как классический шашлык из баранины.
По легенде данному рецепту более тысячи лет и появился он в древней столице страны самураев – Киото. Придание гласит, что такое блюдо готовили служители храма Фушими-Инари. Однако, исследователи японской культуры утверждают, что традиция готовить шашлык из воробьев появилась в этих местах не более ста лет назад. А виной всему стал тяжелый и затяжной кризис, подкосивший экономику Японии в начале 20-го века. По свидетельствам историков в этот период население островного государства обнищало настолько, что ело не только воробьев – в пищу шло все, что могло хоть как-то удовлетворить чувство голод.
Таким образом, если рассматривать вопрос о том, можно ли есть воробьев, объективно и беспристрастно, то получается, что пойти на такой шаг допустимо только в крайнем случае, что называется, если нужда заставит. В иной же ситуации поедание подобных блюд вряд ли принесет большое эстетическое удовольствие.

***

Ну и в качестве вишенки на торте вот вам ещё рыбацкая байка.



Жареный воробей

Собрались мужики на рыбалку, ловить сомов, нажарили воробьёв и поехали на речку. Приехали поздно, на улице темно. Воробья на крючок закинули и пошли отмечать начало рыбалки. Не успели по одной пропустить, как раздался звон колокольчика. Все бросились вытаскивать. Один тянет — идёт тяжело, двое на подхвате — один с сачком, другой фонарём на воду светит. Начались всплески, один кричит: «Здоровый сом, наверное, главное не упустить!» И тут в свете фонаря появляется всклокоченная морда с огромными глазами, и весь этот ужас упирается и молчит. Народ одурел: вместо сома поймали какого-то чёрта. Мужики в страхе всё побросали и убежали. А это оказался не чёрт, а кот!
Кот шёл, никого не трогал, вдруг учуял запах жареного воробья, хвать его, и тут попал на крючок, и что-то начало тянуть его в реку. Кот, наверное, чуть с ума не сошёл и по воде научился ходить. Так что надо смотреть куда закидываешь удочку!

***

Ну так и что, спросите вы, жарили воробьёв в Златоусте или нет? Скорее нет, чем да, отвечу вам я. Ах, вы определённости хотите? А где вы её в истории усмотрели, эту определённость?!

©
Материал: Фелискет
Иллюстрация: Коллажи Фелискета


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Среда, 02.01.2019, 08:02:03 | Сообщение # 10
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Всеобщая воинская повинность



Отмечая Новый год, можно вспомнить о том, что на сегодняшний день приходится интересная годовщина: ровно 145 лет тому назад, 1 января 1874 года (по старому стилю) в Российской Империи были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословия, кроме духовенства, а также — мусульман, буддистов и «кочующих инородцев». Последние категории брали в армию на добровольной основе, формируя из них отдельные иррегулярные части. Этот способ комплектации вооруженных сил, как известно, сохраняется в России до сих пор.

Одновременно с расширением призывного контингента был значительно сокращен срок воинской службы: для неграмотных — с двенадцати до шести лет, для лиц с начальным образованием — до четырех, со средним — до трех, а с высшим — до полутора. При этом призывников со средним и высшим образованием сразу отправляли на унтер-офицерские курсы с правом присвоения по окончани службы младшего офицерского звания. После демобилизации призывник до 40 лет числился в резерве и в случае начала войны подлжал повторному призыву. Позже срок пребывания в резерве был увеличен до 45 лет.

Отмена рекрутчины позволила сократить постоянную численность армии почти вдвое и сэкономить значительные средства на ее содержании. Одновременно в течение нескольких лет был сформирован двухмиллионный подготовленный резерв, дававший возможность в случае необходимости быстро нарастить количество рядового и унтер-офицерского состава.

На заставке — картина К.А. Савицкого, изображающая проводы резервистов на русско-турецкую войну 1877-78 годов. О том, что это именно резервисты говорит то, что они уже одеты в мундиры, форменные штаны и фуражки. Согласно действующему тогда правилу, солдаты и унтер-офицеры, увольняемые в запас, обязаны были хранить свою военную форму и в случае мобилизации являться в ней на призывной пункт.

©
Прикрепления: 9824755.jpg (69.7 Kb)


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
котДата: Пятница, 18.01.2019, 14:44:01 | Сообщение # 11
Добрый кот.
Группа: Проверенные
Сообщений: 9335
Металлодетектор: terra
Страна: Российская Федерация
Город: Cамара
Репутация: 2700
Статус: Тут его нет

Как в старину гадали на святки



Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.

Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.

Гадание об урожае

Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.

Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю.

В старину у каждого члена семьи была своя личная ложка. По ним чаще всего и гадали о благополучии родственников. В емкость с кашей на меду и изюме (традиционное поминальное блюдо) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило ее владельцу скорую смерть. На ночь наливали в ложки воду и выставляли на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лед бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие.

В новогоднюю ночь ложились на землю в том месте, где молотят хлеб (оно называлось «ток»), и прислушивались: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство. Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, веселый был разговор или тягостный. Самые смелые ходили подслушивать к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу.

Гадание о замужестве

В балладе Василия Жуковского «Светлана» перечисляются самые известные способы гадания на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие. Пушкинская Татьяна готовилась к этому так:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
Рассказал автор «Евгения Онегина» Александр Пушкин и о том, что значит «топить воск» и как гадали с помощью подблюдных песен:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»…

Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж.

Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало.

© https://www.culture.ru/s/vopros/gadaniya?utm_source=pushf


- Что-нибудь запрещенное имеете?
- Да. Собственное мнение.

¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ




 
Форум Самарских кладоискателей » Обо всём » Исторический раздел. » исторические эссе (статьи,обзоры,подборки)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Самарский портал кладоискателей
(оптимизированно под Opera) ©
2009-2024
16:20:51