И так, обработка карт в фотошопе. Это наверное один из старейших способов работы с картографическим материалом. Метод довольно сложен. Основной смысл метода заключается в "переложении" информации со старой карты на современную. Это необходимо по двум причинам:
1. Современный ландшафт часто меняется до неузнаваемости и только понимание того, где именно расположен искомый объект сможет уберечь поисковика от ненужной траты времени (если объект "ушел" под дорогу, дачный участок и пр.), а так же поможет принять правильное решение о выборе маршрута и вида транспорта при следовании на "объект".
2. Современная карта как правило привязывается с наименьшей погрешностью (в отличие от старой карты) и это позволит на этапе навигации избежать досадных картографических погрешностей привязки старой карты. Здесь следует особо отметить, что за три года работы по этому методу не было ни одного сбоя. Привязки к местности, полученные с помощью указанного метода ни когда не подводили. Иногда, правда "выстреливала" погрешность до 200 м. Но при проведении домашней "работы над ошибками" выяснялось, что это был косяк старой карты. И такая погрешность возникала, как правило, при использовании Планов генерального межевания (ПГМ).
Собственно сам метод. Здесь привожу схематично его этапы.
1. этап. Создание файла с нужными картами. Берем две карты (старую и современную). Современная карта - это, так называемый, генштаб (масштаб в 1 см 1 км). Данный масштаб наиболее оптимален. Карты генштаба, что есть в свободном доступе представляют собой довольно устаревшие "секретные" карты. Поскольку карты рисовались в 60-70 гг прошлого века особой секретности они уже не несут и могут быть использованы для "нашего дела". Достоинстово этих карт - фактически идеальная привязка при использовании в навигации. Недостатки - появилось много новых дорог, а ряд старых уже не используется.
Итак генштаб нами используется как основа (подложка). Т.е. мы можем только наносить информацию на подложку, но изменять ее геометрию, прозрачность и прочее мы не можем (да нам этого и не надо). Старая карта используется как слой. У слоя мы можем менять прозрачность, поворачивать его на нужный нам угол, растягивать и сжимать.
2. этап. Позиционирование карт. Итак мы имеем в созданном файле две карты. Современную в виде подложки и старую в виде слоя. Наша задача добиться идеального совпадения двух карт. Это достигается за счет манипуляций со слоем - старой картой. Оговорюсь сразу это самый сложный и нудный момент во всем методе. Поскольку, к сожалению, нельзя добиться идеального наложения на генштаб Менде и Шуберта. И уж тем более - ПГМ. Обычно все перечисленные карты оносительно хорошо "ложаться" на генштаб в небольших локациях. КАК накладыват - это тема отдельного и долгого разговора. Обозначу ряд существенных моментов. Во-первых первый постулат растягивая/сжимая и поворачивая слой добиваемся примерного совпадения объектов на как можно бОльшей площади подложки (генштаба). Для контроля выбираем место на карте с крупными деревнями (2 - 4 шт), расположенными в 2 - 3 км друг от друга и добиваемся их идеального наложения. Во-вторых следующий постулат - совмещаем одну локацию, производим необходимые действия и перемещаемся (сдвигаем слой) в другую интересующую локацию. В идеале такой сдвиг слоя не должен быть большим (если локации соседние). Как правило это от 0,5 до 2 см. НО к ПГМ это не относится. Там может быть что угодно.
3. этап. Нанесение на генштаб интересующей информации. Есть два способа. 1-й (менее предпочтительный) - сделать слой со старой картой полупрозрачным, что бы была видна информация сразу с обеих карт. 2-й способ - перерисовывать на генштаб все интересующее. Как правило это улицы населенных пунктов и отдельно стоящие здания. Здесь - маленькая хитрость. Если мы хотим правильно прорисовать улицу исчезнувшей деревни - надо перед этим идеально совместить деревни, расположенные вокруг интересующего места. Как правило это давало просто потрясающий по точности результат. Т.е. еще одно правило - перед прорисовыванием объекта постарайтесь максимально точно совместить приметные места на старой и новой карте вокруг интересующего места.
4. этап. Сохранение полученного файла. После того как все интересное было прорисовано делаем слой со старой картой прозрачным и сохраняем рисунок в формате изображения. Важно - в названии файла не должно быть русских буков (иначе потом Озик файл не поймет). А фотошоповский файл с расширением .psd храним как зеницу ока, поскольку на этом листе генштаба нас могут заинтересовать дополнительные объекты, а так же у нас может появится более интересная карта этого же района и тогда мы ее сможем добавить следующим слоем и прорисовать на генштаб что то дополнительно.
Что же, попробуем подробнее описать Первый этап.
Итак, имеем два куска карты:
1. Из первого куска делаем подложку (задний план):
Команды: Файл - Открыть -
2. Копируем карту в буфер:
Команды: Выделение - Все
Коvанды: Редактирование - Скопировать
3. Создаем файл с расширением .psd (для работы со слоями):
Команды: Файл - Новый
После нажатия выскочит табличка. Размеры создаваемого фала будут соответствовать скопированному в буфер куску генштаба.
4. Вклеиваем в созданный файл скопированный ранее лист из буфера.
Команды: Редактирование - Вклеить
5. Превращаем генштаб из слоя в задний план.
Команды: Слой - Объединить с предыдущим
Вот что получилось:
6. Создаем в указанном файле слой со старой картой.
Команды: просто повторяем опперации 1, 2, 4, но уже с листом старой карты.
Вот что получилось:
Второй этап. Позиционирование карт.
Для начала ознакомимся с самыми необходимыми рабочими инструментами:
1. Бегунок для увеличивания размера карты (он у меня обычно на максимуме).
2. Степень прозрачности текущего слоя.
3. Панель перключения между слоями и подложкой (сейчас выделен слой со старой картой).
4. Инструмент "Перемещение" (необходим для перетаскивания текущего слоя).
5. Инструмент "Карандаш" (рисуем).
6. История (при нажимании выплывает меню операций, можно удалить предыдущие операции с картами).
Далее собственно позиционирование (слоя со старой картой относительно подложки - генштаба). Грубо спозиционировали мы с помощью инструмента "Перемещение". Теперь позиционируем точно в режиме "Свободное трансформирование"
Команды: Редактирование - Свободное трансформирование
При выполнении команды Свободное трансформирование появляется дополнительная панель. На в ней нужны три функции:
Ш - ширина
В - высота
значек "треугольник" - угол поворота.
На данном рисунке процесс уже закончен. Как видно масштаб не менялся (Ш,В=100%), но был повернут слой на два градуса против часовой стрелки (- 2). В итоге все сохранившиеся населенные пункты совпали. Обратите внимание на то, что слой со старой картой выделен текущим, поскольку именно с ним производились манипуляции. После завершения процесса подгонки для выхода из режима трансформирования надо просто дважды кликнуть по экрану.
Третий этап. Наносим на генштам необходимую информацию и сохраняем файл. Итак, для этого делаем полупрозрачным слой со старой картой, делаем текущим подложку с генштабом (что бы нарисованное нарисовалось именно на генштабе), кликаем режим "Карандаш" и начинаем аккуратно обводить линии домов в обозначенных местах.
После завершения рисования делаем слой со старой картой невидимым и сохраняем полученный лист как рисунок в любимом расширении.
Автором статьи является камрад "Следопыт" с сайта www.reviewdetector.ru